Изучить с нуля и полностью акустическую гитару


Табулату́ра — форма преимущественно инструментальной нотации, оперирующая рабочими элементами музыкального инструмента (клавишами, струнами, ладами). Для сокращения записи в табулатуре применяются буквы, цифры и специальные символы.
В типичной табулатуре мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, (в случае с гитарной табулатурой) соответствующих струнам гитары; ноты обозначены цифрами ладов и расположены последовательно по долям.
Переработка в табулатуру вокального оригинала называется интабуляцией.

Органная табулатура — исторически наиболее ранний вид табулатуры (известна с конца XIV века).

Органная табулатура

[править]Старонемецкая табулатур

Одним из первых источников табулатуры в Германии признана Буксхаймерская органная книга (Buxheimer Orgelbuch), которая датируется примерно 1460 годом.

[править]Новонемецкая табулатура


Пример новонемецкой органной табулатуры (начало духовного концерта «Wachet auf, ruft uns die Stimme» Ф.Тундера). Альтерация fis в третьем голосе (созвучия d/fis/a/d') показана широким росчерком справа, сверху вниз от буквы f.
Новонемецкая табулатура (известная также под названием северонемецкой) значительно отличается от прочих табулатур. Её следует понимать не столько как очередную разновидность инструментальной нотации, сколько как универсальный способ нотации (графического представления) музыки вообще. Она развилась во второй половине XVI века из старой немецкой табулатуры, которая представляла собой сочетание линейной (для верхних голосов многоголосия) и буквенной (для нижних голосов) нотации. В XVII веке новая немецкая табулатура использовалась как способ партитурной записи для всевозможных видов музыки (вокальной и инструментальной). Например, большинство вокальных сочинений Дитриха Букстехуде сохранилось именно в такой форме табулатуры.
Новонемецкая табулатура записывается буквами и особыми знаками. Каждый голос многоголосной записи состоит из трёх элементов — длительности ноты, указания её октавы (в тесситуре), названия ноты. Альтерации передавались с помощью графических вариантов базовой «буквоноты». Ноты отдельных голосов скоординированы по вертикали на манер обычной нотной партитуры. При такой компактной записи в указании ключа и ключевых знаков альтерации не было необходимости.

Пример табулатуры для виуэлы из книги Мигеля де Фуэнльяна «Orphenica Lyra» (1554 г.). Красными цифрами отмечена вокальная партия

[править]Лютневая и гитарная табулатура

Приблизительно с 1500 года и до конца XVIII века музыка для лютни и инструментов лютневого семейства (теорба, цистра, виуэла,гитара) нотировалась в виде табулатуры. Различают два вида лютневой табулатуры — линейную романскую (с разновидностями итальянской, французской, испанской, неаполитанской; число линеек соответствует числу струн) и безлинейную (немецкую).
В XVII в. специально для гитары была введена система табулатурных обозначений ходовых аккордов. В Испании для этого использовали арабские цифры и особые символы (так называемый Abecedario), в Италии — прописные латинские буквы и специальные символы (так называемый Alfabeto). Эти прописные буквы, однако, никоим образом не означают тональностей.
Во всех разновидностях лютневых и гитарных табулатур ритм нотировался над «нотоносцем» обычными нотами (с головками или без них, одними штилями) — графемами мензуральной или тактовой нотации, синхронизированными с соответствующими табулатурными символами (буквами / цифрами) по вертикали.

[править]Современная гитарная табулатура

Классическая гитара имеет шесть струн, пронумерованных от тонкой (первой) к толстой (шестой):
1)-------------------------------
2)-------------------------------
3)-------------------------------
4)-------------------------------
5)-------------------------------
6)-------------------------------

Звук извлекается путём зажима струны на определенном ладу и её щипком над декой. На табулатурах нужный лад обозначается арабской цифрой. Цифра 0 соответствует отпущенной (не зажатой) струне, символ «x» соответствует приглушенной (не звучащей) струне. Длина ноты характеризуется количеством свободных символов между нотами (то есть, проще говоря, количеством дефисов «-»).
Табулатура вступления композиции «В траве сидел кузнечик»:
1)-5-0-5-0-5-4-4---4-0-4-0-4-5-5
2)------------------------------
3)------------------------------
4)------------------------------
5)------------------------------
6)------------------------------

Часто табулатуры также содержат различные указатели, необходимые для правильной игры. Например:
D|-12-9--------------------------
A|------12-9---------------------
F|-----------11-9-11b-9----------
C|----------------------11-9-9h11
G|-------------------------------
D|-------------------------------

В этой табулатуре показано, что седьмую ноту нужно взять с приёмом «бенд», а последнюю ноту восходящим легато («hammer-on») — одиннадцатая нота извлекается обычным образом, а двенадцатая извлекается лишь зажатием соответствующего ей лада (дёргать струну уже не нужно). Кроме того, вместо номеров струн здесь обозначены ноты, соответствующие звучанию открытой струны — вместо стандартного строя ми (EBGDAE) здесь используется пониженный на один тон строй ре (DAFCGD).

Комментариев нет:

Отправить комментарий